Медитация

Когда-то в одном пассажирском поезде, следующем в Новосибирск, произошла история, ставшая впоследствии современной «дзэновской» притчей.

Пассажир, возвращавшийся домой с юга, вез вкусные спелые персики, мечтая о том, как вместе с родными он отведает их через неделю. Каждый день он заглядывал в ящик и с огорчением обнаруживал, что фрукты портились. Он регулярно подъедал те, что подгнили, а хорошие аккуратно перекладывал на другой бочок. Наконец поезд доехал до Новосибирска. В день прибытия пассажир с грустью убедился, что оставшиеся персики полностью сгнили… А сам он при этом так ни разу и не насладился вкусом свежего персика.

Узнаваемая история… Мы смеемся, когда ее слышим, но почему-то очень часто продолжаем поступать в жизни именно таким образом. Вообще, людям нашей культуры свойственна необъяснимая привычка пренебрегать настоящим мгновением ради некоего предполагаемого будущего. И парадокс заключается в том, что головой мы прекрасно понимаем, что ощущение запутанности в паутине «текучки» или любой другой паутине идет исключительно от потери связи с ситуацией такой, какая она есть. Действительно, если жить, обгоняя себя, в отрыве от самой жизни, в отрыве от своих реальных ощущений, то легко оказаться там, где вовсе не предполагал оказаться. Восточная же мудрость уже много веков нас предупреждает об этом, и звучит она так: «Ты попадешь туда, если только сейчас ты – здесь». То есть для того, чтобы достигнуть того, чего ты действительно по-настоящему желаешь и жаждешь всем своим существом, необходимо для начала ощутить, где ты реально находишься в настоящий момент. Ведь никто не будет оспаривать факт, что именно на подмостках «здесь-и-сейчас» непрерывно разворачивается действие! Иначе говоря, если пропустить «здесь», вряд ли произойдет попадание в нужное тебе «туда». Скорее всего, при пропущенном своем «здесь», «туда» тоже будет не совсем твоим, а значит – не настоящим, не подлинным. Отсутствие связи с настоящим моментом лишает жизнь полноты бытия и приводит к типичному для нашего времени психическому расстройству, получившему название «ангедония», или потеря ощущения радости и вкуса к жизни.

Одна наша коллега, побывав в Европе, посетила монастырь, принадлежащий ордену францисканцев. Ее поразили красота сада, обилие цветов, но особенно сильное впечатление произвели на нее скамеечки для молитв, сочетавшие в себе продуманное удобство и верх мастерства резьбы по дереву. «Сразу видно, — говорила возбужденная коллега, — что люди расположились здесь надолго и намереваются все это время прожить счастливо, а вовсе не отмучиться, чтобы сразу же прыгнуть в рай!»

У поэта и философа Кабира есть такие строки:

«Мысль о том, что душа испытает исступленный восторг

Оттого лишь, что тело сгниет, – просто бред

Что сейчас – то и будет потом.

Чаще всего мы проживаем свои жизни именно так, как будто вовсе забыли, что реально находимся именно здесь, где мы есть, и заняты именно тем, что сейчас делаем, и ощущаем именно то, что действительно в настоящий момент ощущаем. Мы почему-то ищем некую землю обетованную, надеясь, что «там-и-тогда» жизнь будет лучше и счастливее, и не важно, в виде чего этот «рай» в нашем воображении представлен — долгожданный ли это отпуск после трудоголического запоя, появление в жизни «мужчины моей мечты», обретение собственного дома… А «сейчас» почему-то можно временно плюнуть на себя, «перетерпеть», «перемучиться», чтобы дождаться того самого обетованного «тогда», когда, наконец, придет конец всем проблемам и мучениям. Но суровая правда заключается в том, что это мифическое «тогда», скорее всего, так навсегда и останется миражом в пустыне, несмотря на реально подошедший отпуск, приход принца и завершение строительства дома.

Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе: насколько подлинной и настоящей является для каждого из нас эта самая «земля обетованная»? Ведь рисуем мы ее себе, часто оперируя чужими понятиями и представлениями о реальности, — благо, культура, в качестве посредника между человеком и миром, предоставляет в изобилии готовые идеалы, убеждения, объяснения и рассуждения, стили поведения и, якобы, абсолютно необходимые нам предметы окружения. Поток предлагаемой «взаймы» информации льется на нас с экрана телевизора и из динамиков радио, из учебников, фильмов, книг, газет и журналов. Мы с детства привыкаем принимать ценности, цели и образ жизни нашего общества, но мало что узнаем при этом о себе самих. Со школьной скамьи нас учат познавать бытие через изучение предметов и объектов внешнего мира, но никто никогда не учил нас смотреть внутрь себя, находить себя, идентифицировать себя.

Получается, что при активном устанавливании различных отношений с «внешней сферой», человек остается сам для себя незнакомцем. Сознание его уверенно движется по накатанным «рельсам», конструируя будущие ситуации и будущие достижения по известной схеме. Однако, достигнув якобы желанных в прошлом результатов, человек может начать чувствовать странный дискомфорт, никак не объяснимый с точки зрения его материального положения, социального или семейного статуса. Подобное состояние своего героя, владельца процветающего бара в Токио, примерного мужа и отца, точно описал Харуки Мураками: «…Стоя перед светофором на Аояма-дори, за рулем своего БМВ, слушая голоса «Зимнего пути» Шуберта, я вдруг подумал: «А ведь я живу какой-то чужой жизнью. Будто кто-то приготовил все для меня, саму жизнь приготовил. Много ли во мне от меня самого? Где граница, до которой я – это я, а за ней – уже не я? Руки на руле… На сколько процентов это мои руки? И все, что меня окружает… до какой степени оно реально?» Чем больше я думал об этом, тем меньше понимал, что к чему».

Если человек остается незнакомцем для себя самого, он становится чрезвычайно зависим от предположений, рекомендаций и советов других, даже когда считает себя достаточно независимым в своих суждениях. И через устоявшиеся мнения социума он пытается понять, как должен выглядеть его успех, как он должен быть одет, где жить, какие места посещать, какого поведения придерживаться, какие навыки и способности развивать в себе, а какие оставить без внимания, как «правильно» отвечать себе на вопрос «Кто я?». И не важно, о каком виде успеха идет речь: в карьере ли, семье, спорте, компании сверстников или окружении людей противоположного пола. Добровольно позаимствованное у окружающего сообщества и принятое, как свое, видение мира, отдельных ситуаций, других и себя самого заставляет воспринимать жизнь как бы через окрашенное матовое стекло: и вокруг, если вглядеться, могут оказаться призрачные коллеги и призрачная работа, призрачный супруг и призрачные дети, призрачные друзья и призрачная родня. Настоящее – сон, будущее – чужая мечта. Не случайно мудрецы всех веков советовали как можно чаще задавать себе вопрос «А не сплю ли я?»

Однажды, осознав все это, поэт Генри Дэвид Торо твердо решил проснуться и удалился на год в лес, заявив: «Я ушел потому, что хотел жить разумно, иметь дело лишь с важнейшими фактами жизни и попробовать чему-то от нее научиться, чтобы не оказалось перед смертью, что я вовсе не жил». И добавил: «Я еще не встречал человека, который вполне проснулся, а если бы встретил, как бы я взглянул ему в глаза?».

Надо признать, что и в нашей повседневной жизни мы все же иногда испытываем состояние пробужденности. Например, когда по-настоящему влюблены. Весь мир внезапно преображается, начинает блистать ослепительными красками, в существовании появляется неведомый ранее глубинный смысл, а связь со всем, что вокруг, ощущается кожей. В это время человек часто становится бесстрашным, совершает подвиги, делает открытия, а силы и энергия рвутся и рвутся из него, как из вулкана, требуя немедленно найти им применение.

Из состояния спячки нас может вдруг на какое-то время «выдернуть» пограничная ситуация между жизнью и смертью. Если кому-то доводилось пережить нечто подобное, то ему навсегда запомнилось ощущение, когда «страх сотнями игл пронзает сердце и голову, а вечность встречается с настоящим». Мысли и действия становятся неотделимы друг от друга, воедино сливается все, что окружает и, в то же время, каждая деталь видится с поразительной ясностью, и сам участник такой ситуации становится полностью един со всеми своими ощущениями. Когда же опасность миновала, и человек возвращается к своей нормальной жизни, он временами испытывает некую странную ностальгию по той великолепной первозданной остроте осознания. Это является одной из основных причин, по которой многие «экстремалы» не представляют себе жизни без подобных переживаний и отправляются испытывать их вновь и вновь. Известно, что некоторым профессиональным воинам, побывавшим в «горячих точках», мирная жизнь кажется, неинтересной, серой и пресной. Свое состояние «пробужденности» они связывают с конкретными жизненными контекстами, связанными с войной, и постоянно стремятся в них вернуться.

Люди, прочно сидящие на наркотиках, утверждают, что физическая зависимость от препарата – это ничто по сравнению с психической зависимостью. Употребляя наркотики, они воспроизводят в себе, по их словам, состояние «освобождения ума» и «полета», то есть речь идет все о том же неистовом желании освобождения сознания из тюрьмы гнетущей реальности. Правда, в случае с наркоманией не приходится говорить о предельной концентрации внимания «здесь-и-сейчас». И все же тяга к наркотикам, как и тяга к «экстриму», имеют одну и ту же природу: это порыв к ощущению свободы и попытка проживания жизни во всей ее полноте и красоте. Есть только одна роковая ошибка: человек бежит от реальности такой, какой она ему представляется в его повседневном сне с грезами или мрачными прогнозами.

Правда состоит в том, что не самые приятные, но весьма часто испытываемые в нашей культуре чувства: такие, как беспокойство, тревога, раздражение, возмущение, тоска, чувство вины и скука, от которых люди регулярно стремятся убежать, — это тоже не реальность. Это всего лишь то, что стало их реальностью, потому что словом «реальность» мы обычно называем то, к чему привыкли, или то, как мы интерпретируем происходящее с нами.

НЕМНОГО О ПРАКТИКЕ МЕДИТАЦИИ

Чтобы ощутить радость, красоту и полноту бытия во всей их яркости, остроте и пронзительности, как в детстве, однако не жертвуя при этом бесценным пережитым опытом, не нужно садиться на иглу, часто кидать себя в экстремальные ситуации, срочно искать объект любви или уединяться в лесу. Для этого уже тысячи лет существует одно уникальное средство — медитация.

Ошибочно было бы полагать, что эта практика пришла к нам только с Востока. Помимо буддистов, индуистов и мусульман-суфиев, медитацию по достоинству ценили, например, представители Пифагорейской школы (Древняя Греция и Рим, от которых берет начало современный христианский «запад»).

Медитация – это систематическая преднамеренная человеческая деятельность, которая дает возможность осознать, где ты находишься. Она не связана с какими-то особыми ощущениями, а, скорее, позволяет ощущать то, что ощущается. Основная ее цель – возвращать человека к жизни и учить его наслаждаться жизнью. Практикующий медитацию осознанно решается начать регулярно что-то предпринимать исключительно ради самой жизни, и жизнь отвечает ему взаимностью.

Среди тех, кто давно медитирует, существует такая шутка: два монаха дзэн, молодой и старый, молча сидят рядом в «позе лотоса». Молодой монах вопросительно смотрит на старого монаха, который, наконец, обернувшись, говорит: «Больше ничего не будет. Вот оно».

Медитация – это сама простота. Это остановка и присутствие. Это переход из режима «делания» в режим «бытия». Это принятие настоящего момента таким, какой он есть, когда человек начинает осознанно направлять внимание на тишину между звуками и пространство между предметами. Начинающим говорят «Не делай ничего. Просто сиди и дыши». Потому что медитация — это внутреннее разрешение настоящему мигу остаться таким, какой он есть, а себе – самим собой.

Медитация не является ничем таинственным, сверхъестественным и мистическим. Она просто помогает увидеть, что жизнь – это путь, и у него есть направление. Он постоянно открывается перед нами, миг за мигом, а происходящее здесь и сейчас оказывает влияние на то, что случится потом, и на то, как видится нами случившееся раньше. Это постоянное осознавание своего местонахождения на своем пути: Куда я иду? Что ищу? Где нахожусь сейчас? К какому этапу своего пути приблизился? Если бы моя жизнь была книгой, как бы я озаглавил ее сегодня? Какое название дал бы главе своего настоящего? Эти вопросы можно начать задавать себе в любое время, в любом возрасте. Вовсе не обязательно, что после них захочется изменить то, что делаешь, но, вполне возможно, захочется изменить то, как ты это делаешь.

Один из побочных эффектов – это, как ни странно, повышение успешности и прорыв сразу по всем направлениям жизни. Побочный – потому, что такого эффекта никогда не случится, если ставить именно его целью медитативной практики. В этом парадокс. Неделание – краеугольный камень мастерства в любой сфере деятельности. Существует два вида «неделания»: когда не выполняется никакая работа в привычном ее смысле или внешняя деятельность совершается без всякого усилия. Правда, в конце концов, становится ясно, что оба вида – одно и то же, поскольку основаны они на одном и том же внутреннем состоянии. Сам «труд» в обычном понимании этого слова исчезает: остается только настоящий миг. Внутренняя успокоенность деятеля до такой степени сливается с внешней его деятельностью, что любая работа выполняется сама собою. Нет никакой вынужденности. Пассивная деятельность проявляется в движениях танцора или спортсмена, достигшего высшего уровня мастерства: это действия за пределами метода, за пределами усилий и размышлений. Великая танцовщица Марта Грэхэм так говорила об искусстве танца: «Важен лишь этот миг движения. Так сделай его достойным всей жизни!».

В остановке и неделании нет ничего от бездеятельности и пассивности, но они периодически необходимы для внутреннего обновления, потому что, когда человек после такой паузы решает, что пора идти дальше, он пойдет уже иначе.

Наши слова и поступки слишком часто диктуются внешними обстоятельствами, они мало самостоятельны и мало осознаны. И определяет их наш внутренний диалог с самим собой на обыденные темы. Его несмолкающий клокочущий поток несется в нашем сознании, окутывая своей пеной что-то главное. Медитация учит, как легко выйти из этого слепого потока надоевших и изнуряющих повседневных мыслей, прислушаться со стороны к его звучанию, а затем поймать его энергию и дать ей возможность помогать двигаться в нужном нам направлении, а не утягивать, как сухой листочек, за собой.

Человек, умеющий жить здесь и сейчас, становится неуязвим, поскольку его нельзя контролировать, играя на его же ожиданиях. А сам он, принимая ситуации такими, какие они есть, уже может эффективно изменять их по собственному желанию. Когда сознание освобождено от сорных мыслей, мы легко можем сосредотачиваться на своих основных целях.

Мир всегда бывает благодарен тому, кто готов с ним поделиться своим присутствием.

И нам самим становится дороже в жизни все: сама жизнь как таковая и каждое ее отдельное мгновение, люди вокруг, любая пища и все материальные блага, — если мы регулярно внимательно вглядываемся в них и понимаем, что любой объект, к которому мы прикасаемся, соединяет нас со всем миром. И каждым вздохом, каждым движением и каждым словом мы что-то в нем меняем. Хорошо, когда человек может создать картину или скульптуру, но мудрые считают, что куда благороднее быть ваятелем и художником всей окружающей нас среды: сделать прекрасным наш день – вот высшее из искусств.

Медитация – это практика. Это ежедневные занятия, требующие неукоснительной дисциплины в регулярном их повторении. «Тяжелы корни легкости», — говорил Лао Цзы. Занятия эти доступны каждому и занимают совсем немного времени. Но в жизни часто именно то, что кажется простым и быстро достижимым, вновь и вновь откладывается на потом — мол, «этим я заняться всегда успею». Да, то, что просто, не всегда бывает легко. Как же тяжело порой выбрать время для неделания под напором всего, что надо успеть сделать! Как же сложно оставлять широкие поля на страницах своей жизни, дав место чему-то неожиданному, захватывающему, рождающемуся именно в эти проживаемые мгновения… Но тот, кто все же начал регулярно отводить для осознанного неделания хотя бы двадцать минут в день, вдруг начинает замечать, что в результате он закончил больше дел и закончил их с лучшим результатом.

Интенсивное проживание настоящего мгновения высвобождает неимоверное количество энергии из старых мыслительных схем, которые в «обычной жизни», как магнитофонные кассеты, проигрываются снова и снова. Эти психические фоновые шумы намертво привязывают нас к прошлому и будущему (ведь будущее конструируется на основе прошлого опыта!), уводящим нас от настоящего мгновения. Упражнения в неделании сродни процессу отпускания металла: выделяется такое количество теплоты, что его хватает на перестройку, обновление и укрепление кристаллической решетки тела и ума. Есть убедительные доказательства того, что биологические данные и внешний вид человека, постоянно практикующего медитацию, отличаются от среднестатистических показателей его непрактикующих сверстников на 12-20 лет, но о влиянии медитации на физиологию и психику речь пойдет чуть ниже.

НЕМНОГО О ТЕХНОЛОГИИ

Практикующие медитацию говорят, что предполагать отсутствие способности к ней у кого-либо — это все равно, что думать, что этот некто не способен дышать. Просто ему не надо стремиться куда-то «попасть», а только позволить себе оставаться там, где он есть, и чувствовать то, что ему чувствуется. Каждый человек может прислушаться к своему дыханию и созерцать со стороны течение собственных мыслей. Даже сидеть для этого не обязательно. Можно медитировать стоя, на ходу, во время плавания и т.д. Это состояние можно удерживать в течении какого-то необходимого времени силой вашего намерения. Однако некоторые предпочитают заниматься медитацией в горизонтальнм положении, поскольку такая позиция легче всего позволяет «сканировать» ощущения в собственном теле, хотя, правда, в ней легко и уснуть. Но даже если мы случайно заснули, предварительно войдя в состояние медитации, то выспимся намного лучше и проснемся намного легче.

В практике медитации существует множество школ и направлений, но все они сходятся в одном: тот, кто постоянно практикует спокойное осознание, сам до всего дойдет, и не стоит специально загромождать ему голову лишней информацией, чтобы он не «старался» и не думал о «правильности» того, что делает. Предлагается просто сесть в удобную расслабленную позу, сохраняя при этом прямое положение головы, шеи и туловища, чтобы не сдавливать диафрагму, сесть и следить за своим привычным ритмом дыхания. Ни в коем случае не следует его задерживать, убыстрять или стараться дышать глубоко: дыхание должно быть естественным. Желательно, чтобы поза оставалась неизменной в течение всего сеанса медитации.

Существует лишь несколько рекомендаций, которые окажут значительную помощь тем, кто хочет практиковать спокойное осознание.

Занять свое место

Чтобы медитировать, нельзя присаживаться где попало или впопыхах, между делом. До начала практики должно возникнуть чувство уважения к месту и верному расположению тела и сознания относительно данного мгновения и относительно друг друга.

Поза

Главное – внутренне правильно расположиться относительно своего рассудка. Это как бы «сидение» ума: «Сиди прямо, но не чопорно. Думай, что ты – гора». Сидение (лежание, стояние) с достоинством утверждает свободу, гармонию и красоту жизни. То же и при ходьбе. Как призывают индейцы племени навахо: «Где бы ты ни был, шествуй во красе». Учителя дзэн говорят, что особый настрой ума, возникающий в правильной позе, сам по себе является просветлением.

Руки

Желательно, чтобы руки, свободно лежащие на коленях, были обращены к небесам. Это считается жестом «всеприятия».

Дыхание

Как мы уже говорили выше, один из основных приемов удержания внимания на «здесь-и-сейчас» – это отслеживание своего естественного ритма дыхания. Кому-то легче для этого петь мантры (ведь пение – один из видов вдоха и выдоха), кому-то – наоборот, хочется вслушиваться в звуки пространства и тишину между ними, сконцентрировавшись на том, как он дышит… Не надо думать о дыхании: мы просто осознаем, как оно входит в тело и покидает его.

Дыхание – это то, что всегда и при любых обстоятельствах с нами. Если мы живы, – мы дышим. Дыхание – поток, соединяющий ум с телом, родителей с детьми и их собственными предками во всех коленах, человека – с внешним миром. Иногда говорят, что Бог – это дыхание дыхания.

Чтобы не реагировать эмоционально и «не западать» на мысли, которые сначала непременно будут одолевать, отвлекая от сосредоточения на дыхании, можно придумать для них короткую классификацию. Например: «страшилки», «интроекты» (такие «не переваренные» сознанием куски информации как ничего не значащие фразы, куплет песенки), «планирование», «прошлое», «мысленная жвачка» и т.д. Такая классификация мыслей помогает, не соскальзывая ни в прошлое, ни в будущее, легко от них отстраниться и лучше осознать, что по сути представляет из себя их гудящий рой, а не «влипать» в его содержание. Постепенно этот «рой» будет становиться все меньше и отступать все дальше.

А мы, тем временем и на протяжении всей практики, мягко возвращаемся к своему дыханию.

Мастера медитации считают, что осознанное дыхание – это нить, соединяющая бусинки нашего опыта. Само ожерелье – это уже что-то большее: скорее, способ видения, существования, чувствования, рождающий новое качество поступков. В нем объединяется все то, что до сих пор казалось разрозненным. Практика осознания – бесконечное путешествие в поисках связующей нити. Что-то еще большее заключается в сплетениях нитей и игре бусинок.

Выход

Надо отследить первый толчок к прекращению сеанса и последующие, более настойчивые, поняв, что стоит за этими импульсами: усталость, скука, тревога, нетерпение или, может быть, — действительно пора прекращать? В любом случае, не следует подскакивать автоматически, а, по возможности, сделать выход из медитативной позы настолько же сиюминутно осознанным, как и все предыдущие мгновения, проведенные в медитации. Не надо пытаться как-то оценивать свои действия на данном этапе сеанса — просто следите за самим процессом перехода.

Это углубит осознание всевозможных жизненных ситуаций, связанных с окончанием и завершением одного дела или этапа и переходом к другому.

Время, отводимое на медитацию

В идеале медитацию рекомендуется практиковать дважды в день по двадцать минут, желательно ранним утром и ближе к концу дня. Если поначалу не удается организовать свое время именно таким образом, постарайтесь выкроить хотя бы пять минут в сутки для спокойного осознания. Важно понять, что медитация не имеет ничего общего с реальным временем. Самое важное – это искренность предпринятых усилий, и тогда пять минут ежедневных занятий могут оказаться содержательнее, чем сорок пять.

ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕДИТАЦИИ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Исследования показали, что человек среднего возраста, практикующий медитацию, вынужден обращаться к врачу в четыре раза реже, чем его среднестатистический сверстник. В последние десятилетия абсолютно официально во многих клиниках используется регулярная медитация в целях скорейшей реабилитации пациентов. К тому же зафиксировано большое количество случаев, когда при помощи одной лишь медитации излечивались небольшие, а иногда и тяжелые заболевания. В 95% случаев происходила регуляция кровяного давления, нормализовывался сон, решались проблемы лишнего веса. Неоднократно отмечено, что исчезали кожные болезни, а, скажем, астма либо проходила полностью, либо отмечались значительные улучшения, Известны также случаи исцеления при помощи медитации от более серьезных заболеваний, таких, как рак или инфаркт миокарда. Механизм физиологического воздействия медитации крайне прост: снимается стресс, успокоенные кровеносные сосуды позволяют повысить скорость доставки крови ко всем частям тела, темп обмена веществ снижается (за полчаса – на 10-20%), а энергия, высвобождаемая в процессе медитации, активизирует силы организма, направляя их на самоисцеление и, соответственно, на омоложение.

Выяснено также, что чем дольше человек занимается медитацией, тем «моложе» его показатели при прохождении теста биологического возраста — например, кровяное давление, острота слуха и зрения, иммунные функции, количество половых гормонов ДГЭА, количество вырабатываемых гипофизом гормонов роста для обновления клеток и.д. Естественно, это не может не сказываться на том, как человек выглядит и чувствует себя. По проведенным в США исследованиям, люди, практиковавшие медитацию более пяти лет, были физиологически на 12-20 лет моложе своего хронологического возраста (при этом учитывался эффект от соблюдаемых диет и физических упражнений). Принимая во внимание все вышеперечисленное, поневоле задумаешься, надо ли прибегать к дорогим косметическим препаратам, или, тем более, хирургическим вмешательствам для продления молодости, если есть возможность запустить нужный процесс изнутри. Иными словами: нужно ли пытаться разгладить озерную волну, прижимая к ее поверхности кусок стекла? Да и возможно ли это?

Уникальные многоступенчатые исследования, проведенные в США медиками (Р.К.Уоллес и Х.Бенсон) на группе в 1800 человек, употреблявших наркотики, показали, что именно этим методом успешно лечится и наркотическая зависимость. Так, например, до начала занятий медитацией 17% из всех опрошенных принимали тяжелые наркотики, такие как героин, опиум, морфин и кокаин, а через 22-23 месяца занятий медитацией только 1% продолжили их принимать. На вопрос, почему они прекратили употребление, испытуемые ответили, что приятные ощущения от медитации им понравились больше, чем ощущения от использования наркотиков.

Действительно, ощущения и вкусы человека, серьезно занимающегося медитацией, изменяются. Поскольку она соединяет нас с нашим реальным и естественным «Я», мы начинаем гармонично сосуществовать со своей собственной природой, а также с природой нашей планеты, что, по сути, одно и то же. Неожиданно для себя многолетний курильщик или изысканный гурман вдруг обнаруживают, что им хочется свежего воздуха и простой пищи. Постепенно пропадает желание курить, злоупотреблять алкоголем, переедать. И перемены эти происходят естественно, легко, как нечто само собой разумеющееся. В общем, еще никто из тех, кто начал практиковать медитацию по-настоящему (каждый сам для себя знает, что такое «по-настоящему» лично для него), не разочаровался в изменениях, произошедших с его телом.

НЕМНОГО О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ МЕДИТАЦИИ

Что было раньше, курица или яйцо? Влияет ли субъективное успокоение мыслительных процессов на внешний вид, самоощущение человека и его объективные показатели здоровья? Или, может быть, это реальный приток крови к мозгу заставляет нас субъективно ощущать себя свежими, полными сил, и сознание наше проясняется?

Говорят, «старит не работа, старит — забота». Можно работать действительно очень много и быть при этом молодым и полным сил. А можно сидеть дома и стареть, являя собой сгусток тревог и переживаний по любому поводу…

Сознание медитирующего человека постепенно изменяется. Омоложение происходит не только на физическом, но и на психическом уровне. Это ни в коем случае не «впадание» в детство, не возрастная регрессия. Все мы когда-то переживали время, когда лучились светом юности с ее бесконечными перспективами и обещаниями. Это состояние никуда не ушло. Оно есть и вновь начинает проявляться, не вытесняя ничего пережитого и накопленного в виде жизненного опыта. Просто данное особое состояние придает всему происходящему некое иное качество и позволяет по-новому увидеть все, что есть, было и будет. Прямая линия длиною в десять сантиметров содержит бесконечное множество точек. Но и прямая линия длиною в три сантиметра – ровно столько же. Сознание, регулярно вступающее в контакт во время медитации с категориями вневременными, спокойно принимает новые отношения со временем и пространством и подстраивает под них тело.

В 1990 году Далай-лама, беседуя в Дхарамсале с одним западным психологом, никак не мог понять, что такое «низкая самооценка». Ему даже пришлось несколько раз перевести это выражение на тибетский язык, хотя он прекрасно говорит по-английски. Когда же он, наконец, понял, о чем идет речь, то очень опечалился. Оказывается, такие чувства (состояния) для жителей Тибета – дело неслыханное. У них имеется целый набор проблем, как у всех гонимых жителей стран «третьего мира», но низкой самооценки среди этих проблем нет.

У человека, давно занимающегося медитацией, вопрос о любой оценке, в том числе и об оценке себя самого, незаметно, но неизбежно отпадает. Соединяясь со своим реальным, или естественным «Я», мы освобождаемся от желания «выглядеть» или «казаться», а начинаем просто быть, перестав стесняться быть самими собой. Будучи едиными со всем сущим, мы ощущаем собственную целостность. И, ощущая целостность, мы чувствуем единение со всем сущим. Как говорил Лао Цзы, «если движет тобой беспокойство — ты оторвался от себя самого».

РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ГРАНИЦ

Известно, что квантовая реальность отвергает привычный «здравый смысл» — например, в этой метафоре нет такого понятия, как твердое вещество. Атом тоже состоит из еще более тонких уровней материи, вращающихся с огромной скоростью в пустом пространстве, таком огромном по сравнению с ними, что оно сравнимо разве что с галактической пустотой. Они, скорее, представляют собой вид энергии, которая время от времени принимает вид материи. Открытие о том, что материя представляет собой лишь частный вид энергии, явилось революционным прорывом в науке, совершенным в 20-е годы Нильсом Бором и другими учеными Амстердамской школы. Это переворот сознания в физике создал базис для перемены мировоззрения человечества в целом. Квантовая физика доказала, что бесконечное количество объектов физического мира – звезды, галактики, деревья, бабочки, люди и вещи – связаны между собой бесконечным единым квантовым полем, невидимо, но вполне ощутимо связывающим мир и события в нем между собой. Единое Поле – предельный уровень реальности, служащий фундаментом для всех проявлений. Сейчас это научно доказанный факт при помощи рентгена, сверхпроводников, лазеров и т.д., но законы существования квантовых уровней Природы были хорошо известны мудрецам древности.

Медитация предлагает нам непосредственный способ восприятия этого Единого Поля. И как только сознание пересекает квантовый порог, мир «твердых частиц» начинает восприниматься как «периферия» сферической волны, бесконечно распространяющейся во времени и в пространстве. В медитации человек имеет возможность осознать оба этих аспекта своего существа.

Возвращаясь в нашу психологическую парадигму из квантовой физики, отметим, что при помощи медитации человек учится свободно перемещать свой ум между состояниями активности и тишины. После нескольких секунд или минут безмолвия ум естественным образом возвратится в активное состояние, подобно ныряльщику, выплывающему на поверхность моря. Что заставляет нас «выныривать»? Те же импульсы, что направляют нашу повседневную жизнь, — наши желания. Малейшее желание порождает пузырек активности в сфере безмолвия, который быстро расширяется и, следуя за ним, наш ум посещает полновесная мысль. Однако качество этой мысли уже иное, чем вне медитации. Она будет нести с собой ауру счастья и обновления, потому что пришла с глубинных уровней нашего бытия.

Теперь немного о силе мысли или ментального послания: как известно, любая мысль является в какой-то степени ментальным посланием в пространство, направленным или ненаправленным, внятным или не очень внятным. Рендольф Берд, кардиолог из городской больницы в Сан-Франциско, решил исследовать силу молитвы как один из видов ментального послания. 500 пациентов отделения интенсивной терапии с диагнозом «инфаркт» были поделены случайным образом на тех, за кого молились и на тех, за кого не молились. Никто из персонала не знал, кто в какой группе, то есть, они не могли отдавать предпочтения одной группе или другой. Молившиеся за пациентов тоже были подобраны случайным образом, чтобы исключить такие факторы как пол, возраст, состояние здоровья и демографические характеристики молящихся. К тому же молящиеся принадлежали к различным вероисповеданиям. Когда в конце исследования раскрыли шифр, то разница была настолько очевидной, что, если бы молитва была лекарством, то на фармацевтическом рынке был бы ажиотаж: у тех пациентов, за кого молились, осложнений было намного меньше, необходимость в антибиотиках снижалась, ни у кого из них не возникла потребность в дыхательном аппарате. Ни один из ученых, не поверивших в чистоту эксперимента, не смог найти ошибок при проведении исследования.

И еще один интересный случай. Японский ученый, доктор Масару Емото, исследовал кристаллы воды. Открытием стал тот факт, что форма кристаллов одного и того же образца воды зависит от многих факторов: в частности, от материала сосуда, звука, света, музыки, человеческой мысли и эмоций. В процессе исследований ученый пришел к выводу, что вода реагирует именно на смысл слов. Во время поездок в Европу он пытался проследить влияние на кристаллы немецких фраз, таких как «спасибо» и «ты – дурак». Оказалось, что сфотографированные кристаллы давали такие же результаты, как и при произнесении этих фраз на японском языке, то есть слова в данном случае – это всего лишь указательные знаки. Кстати, человек, как известно, состоит из воды на 70%.

Предполагается, что не только каждое действие или прикосновение, но и каждая наша мысль является актом творения как собственного тела (тело человека – не более чем часть Единого Поля), но и всей Вселенной, как ментальной, так и материальной. Каждый акт творения – нить, вплетающаяся в общую ткань мироздания. Насколько мы сами зависим от всего, настолько же и все зависит от нас. Осознание этого колоссально повышает чувство ответственности за каждую свою мысль, не говоря уже о прочих проявлениях. Медитация – практика, которая позволяет ежедневно улучшать качество своих мыслей и понять на чувственном уровне, насколько все связано со всем. Так, волна на поверхности океана – это отдельная самостоятельная волна со своим путем и предназначением, и она же сама является одновременно океаном. Лао Цзы говорил, что одиночества не любит только обычный человек, а Учитель пользуется своим одиночеством, чтобы остаться с глазу на глаз со всей Вселенной. Альберт Эйнштейн был уверен, что ценность человека в первую очередь определяется степенью и сутью его освобождения от самого себя. Действительно, как только мы позволяем себе прекратить потуги быть «кем-то» и вместо этого ощутить полноту бытия, наступает состояние счастья.

Быть собой – это уже означает быть счастливым, потому что нет больше необходимости строить из себя нечто большее из страха предстать чем-то меньшим. Вопрос же о собственной величине и значимости вообще отпадает, когда человек осознает свою целостность со Вселенной, и, как это ни парадоксально, именно в этом качестве он обретает подлинное величие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИЛИ ДЕСЯТЬ НАПУТСТВИЙ МЕДИТИРУЮЩЕМУ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

1. Двигайся к простоте бытия: сведи свои дела к двум-трем, а не к десяткам и сотням.

2. Приноси себе в дар двадцать минут утром и двадцать минут вечером для спокойного осознания себя здесь и сейчас.

3. Ложись на пол хотя бы раз в день на несколько минут и проверяй, не потерял ли ты связь со своим сегодняшним телом.

4. Осознавай себя в настоящем моменте, особенно, когда ешь и когда стоишь под душем.

5. Когда тебя сильно начинает тревожить будущее (неважно, далекое или ближайшее), тебя успокоят два слова: «Поживем – увидим».

6. Делай, что должно, и будь, что будет. Результаты позаботятся о себе сами.

7. Если в твою жизнь пришел кризис, поймай энергию этого мига. Спокойно сядь, углубись в свое дыхание и просто побудь в центре налетевшего циклона. Пусть все идет своим чередом, пока ты сам полностью не вернулся к равновесию.

8. Легко и свободно ощущай себя в повседневности. Будь всюду на месте. В любых обстоятельствах будь не выше и не ниже их, но присутствуй в них всецело.

9. Обновляйся ежедневно и полностью, снова и всегда.

10. Будь собой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Джон Кабат-Зинн «Куда бы ты ни шел, ты уже там», М., «Класс», 1999

2. Харуки Мураками «К югу от границы, на запад от солнца», М., ЭКСМО, 2004

3. Викас Малкани «Медитация», М., СПб., «Диля», 2003.

4. Ю.Л.Каптен «Основы медитации», Самара, 1994.

5. Согьял Ринпоче «Насущные советы по практике медитации», Лигатма, 2000.

6. Наоми Озанец «Медитация для начинающих», М., 2001, изд-во Торговый дом «Гранд».

7. Медитация, сборник, М., Летавр, «Олма-Пресс», 1994

8. Дипак Чопра «Стань моложе, живи дольше», Киев, «София», 2004.

9. Дипак Чопра «Совершенное здоровье», СПб, Будущее Земли, 2004.

У вас есть вопросы?
Задайте их нам!

Латвия, Ройский район,
г. Роя, улица Капу, д.6

При использовании материалов ссылка на сайт обязательна Copyright © 2009-2017